Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


Методическая работа

 

Российская Федерация

(Россия)

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кановская основная  школа»

_________________________________________________________________

404205 , с. Кано , Улица Мира , 18 , Старополтавского муниципального района Волгоградской области, тел (293) 4-59-21 ,

e-mail:kano-shkola@mail.ru

ИНН 3429011559/ КПП 342901001, ОКПО 48060595/ ОГРН  1023405162813.

Методическая работа

Методическая работа в школе является важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения. Роль методической работы нашей школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

         Современной школе нужен учитель – человек, глубоко и чутко воспринимающий многообразный и противоречивый мир мыслей, переживаний, чувств детей, человек, который открывает перед ними широкое окно в мир знаний,  человек,  высоко авторитетный и компетентный. Современный учитель – это яркий профессионал, яркая личность, активный творческий субъект, который, осваивая опыт прошлого, развивается, познает и преобразует себя в процессе деятельности в настоящем, поспевает за динамической реальностью в конструктивно-созидательной деятельности, работая на будущее.

      Педагоги   школы всегда помнят, что учитель может учить до тех пор, пока учится сам. Ни одна реформа не состоится, если учитель не «реформирует» себя.  Сегодня методическая работа в школе ориентирована не только на повышение профессиональной квалификации учителя (уровня соответствия его знаний, умений и навыков и профессиональных качеств нормативных требований профессии), но и на развитие профессиональной культуры, которая включает в себя:

          - профессиональное здоровье /положительное отношение к себе, работе, здоровый образ жизни, способность к самоактуализации /;

          - профессиональную самопрезентацию/ уникальный, самобытный опыт, профессиональный имидж, поведенческая стратегия и т.д./;

          - профессиональную компетентность /знающий, осведомленный, авторитетный в вопросах педагогической деятельности/.

Цель методической работы — повышение уровня методического мастерства педагогических работников школы.

Проанализировав состояние и прогноз тенденций внешней среды, социального заказа и состояние нашего образовательного учреждения, был определен следующий круг задач методической работы:  

Совершенствовать методический  уровень  педагога в овладении педагогическими технологиями

2) Выявление ,обобщение  и распространение педагогического опыта творчески работающих учителей.

 3) Приведение методического обеспечения в соответствие с  требованиями новых руководящих документов, учебных планов и программ.

 4) Внедрять  в УВП учебно- методических и дидактических новинок.

5) Создание организации творческой исследовательской деятельности педагогов и учащихся..

6)Организовывать  различные формы  внеклассной работы по предметам. Усилить  роль предметных недель в повышении мотивации  к изучению предмета.

 

Планирование работы школы осуществлялось в соответствии с теми целями и задачами, которые сформулированы в программе развития школы, с приоритетами школы, при этом учитывалась реалистичность плана, согласованность сроков исполнения, наличие контроля исполнения.

Для решения поставленных задач были созданы следующие условия:

  • Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основам дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования.
  • Составлены и утверждены планы работы методического совета школы, педагогического совета.
  • Методические объединения учителей  работали по  плану в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой  школы.
  • Составлены ИОПы работы учителей-предметников над темами самообразования.
  • Создана система ВШК, как одно из условий эффективной работы.
  • Создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.
  • Создана система работы с одаренными детьми, детьми группы риска, из неблагополучных семей.

В соответствии с поставленными целями и задачами  методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

  • Изучение нормативно-правовых документов органов образования.
  • Работа педагогического, методического советов.
  • Работа методического объединения.
  • Различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.
  • Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров.

Методическая работа в истекшем учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы, программу развития школы, воспитательную программу.

  • изучение и внедрение новых технологий обучения и воспитания; компьютеризация учебного процесса;
  • развитие профессиональной культуры учителя;
  • совершенствование педагогического мастерства учителей, повышение их компетентности;
  • гуманизация отношений между всеми участниками образовательного взаимодействия.

В школе действует следующая система методической работы:

Педагогический совет:

  1. Методические объединения:
    • МО учителей гуманитарного  цикла
    • МО учителей естественно-математического  
    • МО классных руководителей
    • МО учителей начальной школы
  2. Система повышения квалификации

В соответствии с целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

  • Тематические педсоветы
  • Школьные методические объединения,  семинары
  • Работа по темам самообразования
  • Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта
  • Открытые уроки, их анализ
  • Предметные недели
  • Диагностика педагогического профессионализма и качества образования
  • Организация и контроль курсовой подготовки учителей
  • Аттестация педагогических и руководящих работников
  • Участие в конкурсах и конференциях.

Методические объединения школы

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, являются методические объединения. В школе действуют четыре методических объединения:

1. М/О учителей начальных классов– руководитель Кузбагарова Д.К.

2. М/О учителей гуманитарного цикла - руководитель Черкешева Н.А.

3. М/О учителей естественно-математического цикла - руководитель  Новгородская Г.М.

4. М/О  классных руководителей - руководитель Шевченко Т.Н.

Основные направления деятельности методических объединений школы:

  • Диагностика педагогической успешности, разработка процедур самоаттестации и подготовка к аттестации учителей
  • Диагностика качества знаний учащихся
  • Апробирование новых методик, технологий  учебно – воспитательного процесса
  • Организация экспериментальной, методической деятельности педработников
  • Подготовка открытых мероприятий
  • Знакомство учителей с новинками педагогической литературы
  • Организация профессиональной поддержки и текущего консультирования педагогов

Главной задачей методических объединений являлось оказание помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства учителей.

В соответствии с методической темой школы были выбраны темы школьных методических объединений, над которыми они работали в течение учебного года. На заседаниях методических объединений рассматривались вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий («Научно- исследовательская деятельность учащихся и педагогов»,  «Дифференцированный подход в обучении», «Повышение эффективности воспитательного и образовательного процессов при использовании информационно-коммуникационных ресурсов»), изучались тексты и задания контрольных работ и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.    Не оставались без внимания и текущие вопросы. На заседаниях МО подводились итоги успеваемости учащихся по предметам, утверждались рабочие программы педагогов, и элективных курсов; проводился анализ выполнения учебных программ по предметам, готовились к проведению школьных и районных олимпиад по предметам, рассматривались материалы к государственной итоговой аттестации по предметам.

Вывод:

Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что методическая тема школы и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами школы; заседания тщательно подготовлены и продуманы; выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию здоровьеберегающей образовательной среды. В методических объединениях успешно проводился стартовый, промежуточный и итоговый контроль.

Однако в работе методических объединений недостаточное внимание уделялось навыкам самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся. Недостаточно организовано взаимопосещение уроков своих коллег.

 

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как:

  • предметные недели;
  • тематические конкурсы сочинений, чтецов и художников.

В программу этих мероприятий входят следующие внеклассные дела: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет и кроссвордов. В течение 2015-2016 учебного года запланировано 8 предметных недель, проведено 7 (иностранного языка; математики; русского языка и литературы, музыки, начальных классов, биологии, географии). Предметные недели были проведены по плану, разработанному в начале учебного года в школе  совместно с руководителями ШМО. В них приняли участие около 78% школьников 1 и 2 ступеней. При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады, творческие конкурсы сочинений, сказок, поделок, кроссвордов, ребусов; игры - КВНы, «Поле чудес», викторины, выставки, открытые уроки.

Выводы:

1. Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности: умение создавать праздничную атмосферу.

2. Учащиеся показали хорошие предметные знания, умение применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, неординарные решения вопросов.

3. Интересные разнообразные формы проведение предметных недель вызвали большой интерес учащихся.

4. В ходе предметных недель выявились творческие дети и наметилась планомерная работа по созданию условий для их дальнейшего развития.

Рекомендации:

Разнообразить формы и методы при проведении предметных недель.

В 2015-2016 учебном году одной из форм проявления познавательной активности, успешного саморазвития являлось самообразование. Каждый учитель вел работу по самообразованию по своей методической теме, исходя из проблемы и задачи школы. Индивидуальное самообразование осуществлялось на основе собственных планов. Результатом самообразования являлись открытые уроки, доклады, выступления перед коллегами, на совещаниях ШМО, педсоветах, совещаниях при директоре.

Вывод: Повысить роль портфолио в работе учителей по самообразованию.

Важнейшим направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации. Создана система профессионального  становления и развития педагогов. 

В школе много творчески работающих учителей, которые не жалея своего личного времени, сил, здоровья,   «отдают сердце детям».

 Введение НСОТ позволяет стимулировать лучших учителей за конкретные достижения вне зависимости от квалификации и стажа их работы, что способствует росту педагогического мастерства учителей